Статья из журнала "Тайга" о клубе ролевых игры "Вереск"
В 1954 году в одном английской издательстве вышла книга,
которой была уготована счастливая судьба. Её автор - профессор филологии Джон Толкиен -
вряд ли мог пред-положить, что спустя несколько де-сятков лет его знаменитая трилогия о
Средиземье положит начало сво-еобразной культуре. Сказочный мир троллей, эльфов и гномов
выйдет из древних кельтских легенд и станет реальностью для многих и многих беззаветно
полюбивших мир, кото-рый придумал Толкиен...
Пристрастие к оружию, помно-женное на сказку, фэнтези, открыл простор для "ролевых игр".
Ещё в конце 80-х годов "ролевики" считались большими оригиналами, им по-свящал свои
сюжеты "Взгляд", а се-годня сотни поклонников объединя-ются в клубы, называют себя
сказоч-ными именами и готовятся к Играм.
В следующем году состоится XI Конвент ролевых игр СибКон, тради-ционно
проходящий в Томске. О значимости этого собрания и о популяр-ности ролевых
игр говорит обраще-ние к гостям Конвента. Цитируем:
"СибКон - это встреча друзей и единомышленников, людей, которым есть что сказать...
В этом году про-грамма СибКона расширилась. Как всегда будут семинары и доклады,
ряд турниров, бал, конкурс костюмов, большой концерт... Цель Сиб-Кона - консолидация мыслей,
идей и людей, связанных с ролевыми иг-рами и историческим моделировани-ем в Сибири, на
Дальнем Востоке, * других регионах России и Зарубежья. Мы видим достижение этой цели
че-рез сбор представителей ролевого движения для обмена опытом в об-ласти ролевых игр;
через использо-вание накопленного опыта ролевых игр для интеллектуального и культур-ного
развития личности, здорового образа жизни, активного отдыха, воспитания молодежи; через
популя-ризацию и утверждение позитивно-го образа ролевого движения в гла-зах широкой общественности".
В БРАТСКЕ ЕСТЬ СВОЙ КЛУБ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОЛЕВЫХ ИГР. НАЗЫВАЕТСЯ ОН - "ВЕРЕСК"
Как приходят в "ВЕРЕСК":
... На крыльцe спортзала школы №5 стоял парень с короткой стрижкой в средневековой
кольчуге и курил впол-не современную сигарету. Сepгeй ото-ропел, заинтересовался. подошел
с рас-спросами. Тот, что был в кольчуге, на-звал себя Люцем. рассказал о клубе, провёл в
спортзал посмотреть трени-ровку. На следующий раз Сергей при-шёл уже с боевым (из двойного
войло-ка), своими руками сделанным топо-ром и огромной надеждой стать своим в этом клубе,
получил игровое имя, участвовать в играх. На тренировке он увлеченно сражался на ножах и мечах.
(по собственной иннциативе) с 10-12-ти летними мальчишками удары и отражения. Было ему очень интересно, очень хорошо.
Рассказывает Эд:
"В первый раз я попал на Игру в качестве глюка, понравилось. На следу-ющей
Игре мне предложили поучаство-вать. Я стал лекарем. Обрядился в си-ний
балахон с огромным красным крес-том, Но за помощью никто не обращай-ся.
Тогда я взял арбалет и стал воин-ствующим Лекарем, штурмовал замок. А после
Игры подумал: "Да как же я без этого жил. как без этого жить дальше?..."
Так приходят в "ролевики", так остаются в "Вереске" взрослые люди, живут с ним и в нем.
КЛУБ РОЛЕВЫХ ИГР
Пора, однако, пояснить, что это за штука от ружья "Вереск". Пять
лет назад, в 1997 году. Трор (в миру Де-нис Моисеев) сделал себе меч из
оси-ны. Похвастал перед друзьями. Роди-лась идея, у истоков которой стояли
также Хайдер (Федор Мокровицкий) и Боуджер (Павел Цаплин). Нашли место
для тренировок. стали делать оружие и снаряжение. На первую тренировку
собрались пятеро с деревян-ными мечами и секирой. Сейчас ядро клуба ролевых
игр - около двух десят-ков человек. Были до этого, конечно, и свои трудности.
В какой-то момент ролевики зашли в тупик: тренировк, тренировки и всё?
Заботы семейные, производственные, бытовые гаснуще-му энтузиазму не способствовали.
Люди стали уходить. И тогда однаж-ды собрались у Трора, Президента "Вереска".
В поисках выхода из тупи-ка возникало множество идеи. В част-ности. Джек
предложил реконструи-ровать самурайскую Японию. Так, из "Вереска"
вычленился клан Хатори. С кодексом бусидо, японскими привет-ствиями и кимоно,
катанами, хокку и танка. Часть ушла в этот клан, часть остались в "Вереске",
где больше про-стора для импровизации, более игро-вое начало. Где, при
желании, можно реконструировать и славян, и викин-гов, и обитателей Средиземья.
Но тренируются и проводят игры все вместе. Кстати руководитель кла-на Хатори Джек первым и 2000 году и организовал Игру.
ИГРЫ
Они проводят только летом. И это понятно: ведь надо найти для
Игры лесную поляну пли опушку леса, разместить участников игры и глюков, построить
крепости, кабак, мертвятник, прожить на природе не-сколько суток.
Участники Игры приезжают на место, заявляют, кто кем будет, обжи-ваются,
экипируются и ведут себя со-гласно выбранным ролям. Перед на-чалом мастер Игры
(как правило. Пре-зидент Клуба) составляет нечто вроде скелета сценария Игры,
отталкиваясь от произведений в стиле "фэнтези-Урсулы Ле Гуин, Майкла Муркока.
Джона Толкиена и других. Но происходит игра преимущественно на импро-визации.
В отличие от толкиенистов, которые четко инсценируют произве-дения автора
"Хоббитов" или истори-ческих фехтовальщиков, которым ва-жен только бой.
...Течёт мирная жизнь в Средиземье. Каждый занят своим делом: дра-коны летают,
эльфы колдуют, люди-строят, тролли пыот пиво.
Но вот возникает конфликт, повод к войне. И начинается боевые дей-ствия.
За соблюдением правил следит Мастер Боя. А правила, довольно жес-ткие:
нельзя, например, наносить удары в голову и между ног, пропустив-ший три
удара в любую часть тела отправляется в Мертвятник.
В боях и поединках каждый может проявить свое искусство фехтования, ловкость,
силу, меткость, смекалку, храбрость и стойкость. честь и благородство.
Раненые люди могут обратиться к Лскарю но обычно никто из них, даже потерявшие
два хита, из боя не выходят - дело чести. Да и есть "упоение в бою..."
Вот, что поведал Поручик: "Я че-ловек мирный. Но когда надеваю кольчугу,
беру в руку меч, на другую вешаю шит чувствую себя воином. Не с автоматом в
засаде, а один на один, глаза в глаза с противником в этом есть какая-то честь.
А современ-ное оружие атомное, биологическое это нечестно.,."
Война продолжается. Создаются военные союзы. Эльфы объединяют-ся с людьми,
люди с гномами и т. д. Начинаются осада и штурм крепос-ти. В штурмующих летят
стрелы (с мягкими наконечниками), бревна (из поролона и пенопласта), идет
сражение на штурмовой стене. Иногда бывают и комичные слу-чаи. На одной из игр
тролли увидели какую-то личность. Без оружия, но и без белой повязки зрителя.
Подкра-лись, обступили;
- Ты кто ?
- Как кто ? Человек...
- Ах. человек! Тогда мы тебя съедим...
Долго бедный грибник, ничего о не знавший ни об игре, ни об очочих до человечины
троллях, сидел на дере-ве. Пока не разобрались. Всё закон-чилось благополучно, к
обоюдному удовольствию.
Граждане, отправляясь в лес, не забывайте белые повязки...
Но рано или поздно войны кон-чаются. Победителей чествуют все. им достаются слава
и трофеи, о них разносится молва и слагаются хва-лебные песни, Mиp заканчивается
всеобщим пиршеством и обязатель-ной "кабацкой дракой".
Усталые, потные, у костров прокопчённые, грязные, в синяках и ссадинах, полученных
в боях, возвращаются "ролевики" в циви-лизацию. Снова делать оружие и доспехи.
Снова тренироваться. До следующей ИГРЫ...
TPEHИPOBKИ
"Ролевики" тренируются спортивном зале школы № 5.
Около двух десятков парней, девушек и впол-не взрослых мужчин в трико, кольчу-гах,
стеганках и кимоно, бегают, noдтягиваются, ходят гусиным шагом, отрабатывают
приёмы защиты и напа-дения с кинжалами, боевыми топора-ми, мечами, щитами.
- Девушек, конечно, намного меньше, - говорит Грор. - Но это как и везде.
Во всех клубах. На Играх больше, но они редко бывают участницами. Хотя на
СибКоне (так называ-ется традиционный, ежегодный все сибирский сбор представителей
ролевых игр в Томске. В феврале 2003 года СиБКон пройдёт и одиннадцатый раз. - прим. ред.)
с одной схваткой на ножах, она отделала меня за не-сколько секунд...
Конечно, мальчишки, девяти -двенадцати лет, в основном знакомые.
Ролевые игры приравниваются к экстремальным видам спорта травмы могут быть,
оружие все-таки, хоть и игровое, поэтому в Играх можно участвовать только с
четырнадцати лет. Но ходя, тренируются, ждут когда подрастут. Примеряют кольчуги
Примеряют кольчу-гу, а она без малого 18 кг весит...
Перестук и лязг мечей или металла, глухие удары в под-ставленные шиты, возгласы
победы и досады. Труд и пот. Учёба. Трижды в неделю. И ощущение легкости, радос-ти.
удовольствие от успехов, от обще-ния с единомышленниками, просто с хорошими людьми.
Подведение итогов
- Зачем нам всё это - примерно так спрашиваю я Братских ролевиков: Трора. Люца, Эда и других...
Не сговариваясь, они дали почти одинаковые ответы. которые я попро-бую высказать:
...Нее мы - неистребимые дети. И в игры играем всю жизнь. Только многие
в очень серьезные взрослые игры. Ролевики - одни из таких...
...В любом мужчине хочешь не хочешь, хочешь не хо-чешь. живёт тяга к оружию. Тяга к временам,
когда Слово значило не мень-ше. а подчас и больше, чем Дело. А если оружие- меч, арбалет,
да еще сделанный собственными руками, чувствуешь себя воином...
… Кроме игры, эйфории битвы есть, ни мой взгляд, самое главное. Это понятие чести, достоинства,
общности, отсутствие агрессии к людям. Законы добра и справедливости по которым можно пожить хотя бы в Игре...
Вряд ли эти люди станут искать : излечений в уличных драках, связанных с наркотиками, сутками глазеть в
телевизор. У них есть "Вереск"...
В награду за долготерпение читателей - байка из фольклора ролевиков:
- В Новосибирске шёл ролевик с тренировки. Кольчугу (весом в 15 кг) снимать не стал.
Надел поверх кур-точку, за спиной меч, волосы стяну-ты в хвостик. Остановили его двое
наркоманов. Потребовали денег. И один из них ножом ударил ролевика в грудь. Тот не упал,
а достал меч и плашмя стукнул нападавшего по го-лове, который тут же рухнул. Вто-рой,
ошалев от такой сцены, упал на колени и взмолился:
- Не убивай меня, Дункан Маклауд...
|